среда, 23 ноября 2016 г.

Готика в Колпачном переулке



В старинном Колпачном переулке стоит настоящий готический замок с гранёной зубчатой башенкой и щипцовыми фигурными завершениями. Прекрасный образец неоготического стиля, тяготеющего к «тюдоровской готике». Особняк для барона А.Л. Кнопа в 1900г. построил архитектор Карл Васильевич (Густавович) Трейман. В ансамбль усадьбы входят также служебные постройки: сторожка, автономная домовая электростанция, выполненные, как и ограда, в неоготическом стиле. Основателем купеческой фамилии Кнопов в Москве был уроженец Бремена Иоганн Людвиг Кноп. Впервые, приехав из Англии в Россию в 1839г., как представитель английской фирмы «De Jersey & Co», он остался здесь навсегда. Во многом благодаря именно его стараниям была переоснащена вся текстильная промышленность страны. Он активно начал ввозить в Россию паровые машины для текстильных фабрик и продавать их русским купцам в рассрочку.
Немалую часть оборудования он поставлял на условиях получения паев, что позволило ему стать к концу XIXв. совладельцем более ста мануфактур. В связи с этим в ходу была известная поговорка: «Где церковь, там и поп, а где фабрика — там Кноп». Кноп в шутку говорил, что его тогда зауважали, когда он в компании выпил шампанского столько, что головной цилиндр наполнился доверху бутылочными пробками… За большие достижения на поприще русской промышленности Л.Кнопу был пожалован баронский титул, а его сыновья приняли русское подданство и остались жить в Москве. В 1852г. им был основан «Торговый дом Л. Кноп», филиалы которого имелись во многих городах Российской империи. В 1877г. Людвигу Кнопу указом императора Александра II за большие достижения на поприще русской промышленности было пожаловано потомственное баронское достоинство. Своим местом жительства Кноп недаром избрал Колпачный переулок: неподалеку располагалась лютеранская кирха Петра и Павла, прихожанами которой была вся его семья. После смерти Людвига Кнопа семейное дело перешло в руки его сыновей — Андреаса (Андрея Львовича) и Теодора (Фёдора Львовича). Обширную отцовскую усадьбу в Колпачном переулке они поделили на две части. Андреас Кноп и построил в современном владении № 5 «готический замок». Андрей Львович был председателем общины «Питерпаулькирхе» и одним из основных жертвователей при строительстве нового здания лютеранской церкви в 1903–1905гг. Но звезда Кнопов закатилась после начала Первой мировой войны, когда начались гонения на немецких предпринимателей. А после революции 1917г. Кнопы были вынуждены эмигрировать. Некоторые Кнопы были высланы в Сибирь (Кузбасс) и там расстреляны. Но есть версия, что женщин не расстреляли и поэтому, возможно, в России остались потомки Кнопов.

После революции особняк был национализирован. Первоначально здесь поселилось представительство Украинской ССР, которое сменил Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР. А с конца 1930-х гг. в здании разместился Московский городской комитет ВЛКСМ. В 1941г. здесь принимали заявления от добровольцев и выдавали путевки на фронт, формировали команды ПВО, сандружины, отряды для разведывательной и диверсионной работы в тылу врага. Именно здесь путевку в особую воинскую часть 9903 получила легендарная Зоя Космодемьянская. В 1990-е гг. в бывшем доме А.Л. Кнопа располагался дом приемов небезызвестной компании «ЮКОС». Особняк был отреставрирован. Сохранилась часть дореволюционных интерьеров. В настоящее время здесь размещаются различные коммерческие конторы.


Богадельня им.Геера Николая Иосифовича


Лев Кекушев проектировал и строил не только роскошные особняки, доходные дома для состоятельных жильцов, но и объекты иного назначения. И все они были оригинальными, так сказать, штучными изделиями. Богадельня имени Геера на Верхней Красносельской улице, № 15 (1894–1899) Иосиф Николаевич Геер, швейцарец по происхождению, принял российское гражданство, в 1835 году вступил в Московскую 1-ю купеческую гильдию и женился на русской. Так что он сам, да и все вокруг, несмотря на иностранную фамилию, считали его русским. Дела у него шли отлично, но срок земной жизни истёк в 1894 году. И безутешная вдова Наталья Петровна обратилась к городскому голове К.В. Рукавишникову с предложением: она передает в собственность города большой участок земли возле Ново-Алексеевского монастыря стоимостью 250 тысяч рублей при условии, что на ней будет построена богадельня. Решение на присвоение имени новому заведению принималось на самом верху, и в апреле 1895 года последовало высочайшее соизволение на присвоение убежищу, учреждаемому городской управой «на жертвуемой г-жою Геер в собственность г.Москве земле, наименования по имени мужа жертвовательницы Иосифа Николаевича Геера». 1 января 1899 года богадельня с домовой церковью в честь святого покровителя мужа праведного Иосифа Обручника – как пишут в справочниках, «небольшое по размерам, но монументальное по формам двухэтажное здание в неовизантийских формах», – построенная Кекушевым при участии архитектора И.А. Иванова-Шица, была открыта. Она предназначалась для престарелых жителей Москвы обоего пола числом до 100 человек. Принимали в неё по распоряжению городской управы. В богадельне были хорошие условия для проживания, лазарет, в котором постоянно дежурил фельдшер. Наталья Петровна не только подарила участок, но и на свои средства приобрела всю церковную утварь, купила иконы с дорогими окладами, необходимую церковную мебель, все облачение для священнослужителей и заказала иконостас. «Не забудем, что при богадельне имелся хороший парк, где призреваемые проводили немало времени. Открытие богадельни состоялось в январе 1899 года в присутствии многочисленных почетных гостей и высокого духовенства. Здание же отнюдь не выглядело приютом, а размахом и великолепием походило на великокняжеский дворец. В Москве много говорили и писали о новом богоугодном заведении, ставили его в пример…» (историк-архивист Юлиан Толстов). Кстати, тремя годами ранее Наталья Петровна построила неподалеку отсюда, на своей же земле городское убежище для сирот. Чем был знаменит при жизни Иосиф Николаевич Геер, история умалчивает. Но супруга увековечила его имя в веках. ... добрые дела сохранят ваше имя для потомков!


С 1968 года до начала 1990-х в историческом здании бывшей богадельни имени И.Н. Геера располагался Разноэкспорт системы Минвнешторга.
текст: Соколова Людмила

Дом с изразцами на Сухаревской








Когда выходишь из метро «Сухаревская»(в Москве) вправо, то сразу видишь этот необычный (для нашего времени) дом с изумрудными изразцами. «Образец модерна!» – воскликнем мы, уже несколько поднаторев в определении характерных деталей этого стиля. Подумаем и добавим: «Неорусский модерн». И будем правы! В XVIII веке на этом месте площадью почти в 2,5 гектара располагался Полковой артиллерийский двор с большим прудом, окружённым деревянными строениями. В них размещались канцелярия, правление, амбары, лазарет и другие службы. Сюда перекочевала, образованная ещё в 1701 году, артиллерийская школа – одно из первых учебных заведений Москвы. В 1851 году этот обширный участок земли в Сретенской части приобрел московский купец 1-й гильдии, действительный статский советник и один из крупнейших миллионеров России Иван Степанович Ананов (1811–1888). Иван Степанович (Ованес Степанович) родился в семье крестьянина из Карабаха, закончил духовную семинарию. В 1850-х годах вместе с женой, Марией Ивановной, переехал на постоянное жительство в Москву, где вступил сразу в 1-ю купеческую гильдию. Вскоре он стал крупнейшим московским домовладельцем, которому в городе принадлежало 9 особняков. И.С. Ананов был не только одним из богатейших людей России конца XIX века, бизнес которого был и в Первопрестольной, и в Тифлисе и Кутаиси, но и щедрым благотворителем. К тому же это был образованный человек – член совета правления Московского Лазаревского института восточных языков, поэтому такое значение придавал обучению детей. В 1876 году, после смерти супруги Марии Ивановны, Иван Степанович учредил в её память в Тифлисе при женском монастыре Святого Степаноса училище «Мариамян – Овнанян» «для девиц армяно-григорианского исповедания, преимущественно сирот и детей неимущих родителей». В Московском Лазаревском институте он оплачивал содержание десяти пансионеров. Был также старшим членом совета попечителей Касперовского приюта для бедных армян в Москве. Ананов выделил значительные средства для: уплаты Выкупных платежей бедным крестьянам Московской, Кутаисской, Тифлисской губерний; помощи русским крестьянам-староверам для переселения их на пустующие земли в Закавказье. На основанные им именные стипендии в Москве учились крестьянские дети в прогимназиях, Московском университете, Петровской академии, Московской школе земледелия. Ананову доверили стать казначеем на строительстве памятника императору Александру II Освободителю в Кремле. Упокоился Иван Степанович на армянском Ваганьковском кладбище в Москве. На месте захоронения выстроена часовня. Но вспоминаем мы этого человека не только за его добрые дела – речь скорее о доме… Садовую-Сухаревскую прямо за домом, о котором идет речь, пересекает переулок, который в 1887 году назвали в его честь – Анановский, теперь – Ананьевский. На средства Ивана Степановича он был замощён и освещён фонарями. И.С. Ананов подарил двум дочерям по участку под строительство. Одна из них – вот тут пошли такие разночтения! – Елена (или Глена?), которая была замужем за известным московским адвокатом Аршаком Месроповичем Миансаровым, приглашает архитектора С.К. Родионова для постройки доходного дома. Кстати, признаюсь, так и не смогла выяснить, почему дом называется «М.Н. Миансаровой», откуда взялись такие инициалы – не ясно. В некоторых источниках он вообще значится, как «Доходный дом Гутмана – М.Н. Миансаровой». Здание, которое сразу прозвали «Дом с изразцами», получилось очень нарядным! Его фасады облицованы цветной керамической плиткой, изготовленной в мамонтовской мастерской «Абрамцево» и в мастерской «Кикерино». «Контраст белых, густо-зелёных и золотых облицовочных плиток в сочетании с полихромным изразцовым фризом, облицовкой кокошника в венчающей части, и отдельными полихромными изразцовыми вставками создает необычную, броскую фасадную композицию, не имеющую аналогов…» На нижнем этаже располагались магазины, на верхних – комфортабельные квартиры.
Впрочем, сейчас то же самое. Сергей Константинович Родионов (1859–1925) – русский и советский архитектор, реставратор, преподаватель и общественный деятель. Один из мастеров московского модерна, эклектики и церковной архитектуры. Автор планировочного и архитектурного решения Новодевичьего кладбища в Москве. Родился во Владимире, в семье потомственного дворянина. Окончил в 1883 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры и Большой серебряной медалью. Позже продолжил обучение в Императорской Академии художеств. Но более чем к живописи его влекла архитектура. Сначала он поработал в провинции: с 1885 по 1889 год был городским архитектором Клина, потом вернулся в Москву. Строил дома, церкви и серьёзно занимался вопросами изучения, сохранения и реставрации архитектурных памятников. Состоял членом Комитета по реставрации Успенского собора в Кремле, участвовал в реставрации Новодевичьего монастыря. В 1916 году Родионов стал председателем Русско-Славянского союза. Преподавал на Московских строительных курсах, читал курс строительного искусства. После Октябрьской революции С.К. Родионов заведовал музеем Нескучного сада, был архитектором по охране памятников старины и членом строительной комиссии Наркомпроса. Производил работы по реставрации Китайгородской стены. Читал курсы лекций по реставрации и истории искусств. С.К. Родионов был женат на княжне С.Н. Шаховской, поэтому вхож в самые верхние слои света и пользовался везде и всегда заслуженным уважением. Владел собственным доходным домом в Борисоглебском переулке и поместьем в Дмитровском уезде. Скончался в Москве в 1925 году. Похоронен в Новодевичьем монастыре.















Красивое здание с башенкой, выходящее на ул. Короленко (г.Москва, р-он Сокольники), служило приютом для неизлечимо больных. Это было «убежище в память Священного коронования», посвящённая коронации НиколаяII в 1896г. Автором проекта выступил А.Л.Обер, а руководил строительством А.Ф. Мейснер. Этот бывший приют имени И.Д. Баева, московского промышленника, сооружён его братьями, владельцами обувной фабрики.





Сейчас всеми корпусами приютов владеет ГКБ № 14. Несколько лет спустя Мейснер спроектировал и построил во дворе приютскую церковь Смоленской Божьей Матери (Одигитрии). ... храм обезглавлен и не восстановлен до сих пор.




справочно: Район Сокольники берёт свое имя от слободы сокольничих царя Алексея Михайловича. На обширном поле, образовавшемся в XVII веке в результате вырубки, проходили царские охоты, одна из которых изображена на картине Николая Егоровича Сверчкова(1817-1898) Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы:



вторник, 22 ноября 2016 г.


…Когда у меня настроение отстой, я представляю, что моя душа ждала в очереди миллиарды лет, чтобы стать человеком. Ну и не только моя. Там вообще на небе, так себе веселье, в основном скукотище полное. И вот наши души, чтобы как-то развеяться, подглядывают за людьми на Земле. А на Земле столько всего! На Земле мама и мороженое пломбир, вишневый компот, косточками которого можно плеваться. На Земле можно найти себе друга и обнимать его, когда загрустится. Можно купаться голышом в море, можно бегать, высоко поднимая коленки, можно есть макароны с тушенкой у костра и выдумывать истории. На Земле можно влюбиться. Можно держаться за руки, а можно лежать, прижавшись к друг другу и рассказывать секреты. И все хотят попасть на Землю поскорее. И говорят друг другу “Ну вот я! Я то время на Земле тратить зря не буду! Буду путешествовать и строить красивые дома, или изобретать новые технологии, или писать рассказы, или учить детей! В общем, я очень там на Земле нужен! “ Но на небе, знаете ли, не все так просто. Там бюрократия полная. Просто так на Землю не попадешь. Бывало, соберешься уже стать человеком и приходишь в специальный кабинет бумаги заполнить. А там очередь — просто жуть! И душа так робко спрашивает: “А это все на Землю??”. И другие души хором: ”Все!!” “А я вот только анкетку зайду взять?”… ”Да тут всем только анкетку!” И ждешь миллиарды лет. Заходишь, наконец, а там помощник Бога сидит. С белой длинной бородой, из которой рождаются облака, читает твою анкету и вопросы каверзные задает: --Какова цель визита на Землю? --Ну..я это…музыкантом хочу стать…людей радовать своей музыкой.. --Точно??-и смотрит так сурово, с прищуром. --Точно! --Ну смотри мне! А то у меня все музыканты менеджерами стали. Недобор музыкантов теперь! Отправлю тебя прямо сейчас! И визу открываю на 98 лет! Но если обманешь, вернешься досрочно! …А если вдруг нет, если заполнишь, что не так…а помощник Бога принимает раз в сто лет по понедельникам. Ну потому что очень важный он там, на небе. Куча дел. И придется опять ждать и подглядывать. …В общем, когда у меня настроение отстой, я представляю, что моя душа ждала в очереди миллиарды лет, чтобы стать человеком. И после этого иметь настроение отстой становится как-то совсем глупо *** автор текста ОльгаДемидюк
иллюстрировано А.В.Фонвизин (1882 - 1973)










от древнейшего к снежному


История вырезания из бумаги насчитывает много столетий и началась она с момента изобретения бумаги в Китае во II веке н.э. Первоначально, из-за дороговизны бумаги, вырезание было прерогативой состоятельных людей и занимались им в домах знати. Использовались вырезанные узоры в религиозных ритуалах (без них не обходились ни свадьбы, ни похороны) и для украшения интерьера (особенно часто вырезались рыбки – знак богатства).
С развитием технологии производства и удешевления бумаги, вырезание из нее распространилось среди всех слоев населения Китая и стало настоящим национальным видом искусства со своей особой стилистикой, сохранившейся до настоящего времени. Оно называется "Цзяньчжи". Основные сюжеты этого ажурного вырезания - растительно-животный мир и изображения богов и духов.





По мере распространения технологии изготовления бумаги по миру, искусство вырезания из нее покоряло другие страны. Первыми были Япония и Корея (VII век). В XIII веке бумажные орнаменты появились в Персии, а в XV веке через Турцию, по шелковому пути они попали в Европу. В конце XVI веке в Германии их использовали для украшения книжных обложек. Бумажные вырезки быстро распространились во Франции, Португалии, Дании, Швейцарии, а к середине XIX века в восточной Европе (Польше, Литве, России). Вместе с испанскими миссионерами искусство бумажного вырезания проникло и развилось в латинской Америке (в Мексике). И в каждой из стран единой осталась только идея использования бумаги для получения резных изделий, а вот художественные особенности, символика, типы узоров везде уникальны. Так, для западно-европейских стран характерны сюжетно-силуэтные и портретные вырезки из бумаги. В XVIII веке искусство вырезания было завезено во Францию и получило название "силуэт" - по имени Этьена де Силуэта, королевского финансиста при дворе Людовика XV, который не только умело перекраивал и урезал бюджет, но и увлекался вырезанием фигурок из черной бумаги.



И. Антинг. Великий князь Павел Петрович (будущий ператор Павел I) и его супруга Мария Федоровна с сыновьями Александром и Константином перед бюстом Екатерины II в Царскосельском саду.1790 (?).Перо, чернила; силуэт

С середины XIX века популярность силуэта заметно снижается, и связывают это с изобретением фотографии. Но с конца XIX века интерес к вырезанию из бумаги в России возрождается. Большую роль в этом сыграли художники объединения «Мир искусства» - они активно использовали силуэт в книжной графике. Среди них Г.Нарбут и его знаменитое оформление книги басен Крылова:




Искусство вырезания из бумаги развивалось и в Европе: известным мастером вырезания многофигурных силуэтов был немецкий художник Пауль Коневка:




Таким же умением славился и знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен:




Но вырезанием из бумаги занимались не только художники и дворяне. С конца XVIII века в связи с появлением большого количества бумажных фабрик и широким распространением бумаги в быту, вырезание из бумаги стало популярным средством оформления местечковых и сельских домов белорусов, поляков, литовцев, украинцев, жителей западных областей России. И в каждой области складывались свои художественные особенности этого вида творчества. Именовались бумажные вырезки в разных странах так же по-разному: в Росиии, Белоруссии и на Украине их называли выстрыганками, выципянками, вырезанками, вытинанками, в Литве - popieriaus karpiniai, Польше - wycinanka. Восточноевропейские евреи позаимствовали мастерство вырезания из бумаги у своих соседей и любовно назвали эти свои произведения прикладного искусства – рэйзэлэ.



Принцип создания вытинанки прост: он основан на многократном складывании листа бумаги и прорезывании в нём ножницами фигурных отверстий. Нужно отметить, что в большинстве случаев узоры вырезались большими ножницами для стрижки овец, т.е. тем, что было в хозяйстве. Этими ажурными узорами украшались жилища, особенно перед Рождеством и Пасхой, вытинанки наклеивали на стены свежевыбеленных изб, занавешивали окна, украшали углы с иконами.




Золотое время развития этого вида народного творчества приходится на вторую половину XIX – начало XX веков. К сожалению, под влиянием урбанизации к середине XX века, в большинстве районов вытинанка практически исчезла (единственный вид ажурных симметричных узоров, который никогда не выходил из народного быта – новогодняя снежинка). И только в 80-х годах XX века искусство начало возрождаться, но не как прикладной вид творчества, а как исключительно декоративный.









узоры с вековой традицией



Ксин Сон (Xin Son) окончил Центральную Академию изящных искусств в Пекине в 1994г., исключительно изучая китайское народное искусство и осваивая сложные методы резки бумаги на протяжении всех лет учёбы.