понедельник, 5 декабря 2016 г.

из серии "камни, политые потом и кровью"

пресс-папье: калканская яшма, серпентин, коралл, раухтопаз, цитрин, сердолик, перламутр, морион, родонит, серебро; Футляр- дерево,кожа, 1841г., Урал, из частной коллекции


Художественные изделия из цветных уральских камней, старинная ветвь русского декоративно-прикладного искусства. Изготовление резного уральского камня практиковалось с 1720 – 30-х годов, когда в Екатеринбурге были созданы первые фабрики по обработке яшмы, орлеца, малахита, горного хрусталя, мрамора и других камней. В 1765г. начинаются целенаправленные поиски, открытия, освоение самоцветных богатств Каменного Пояса. Чиновники и мастеровые, командированные в разные места таёжного Урала, вольные старатели к 1885г. "объявили" более чем о трёхстах месторождениях изумрудов, хризобериллов, рубинов, эвклазов, александритов, фенакитов, аквамаринов, аметистов, сапфиров, турмалинов. Драгоценные камни, добытые на приисках, отправлялись в кладовые Екатеринбургской гранильной фабрики (основана во 2-й половине XVIII в.), которая уже в 1774г. выросла в мощное для своего времени предприятие по переработке самоцветов. На фабрике изготавливались мелкие (камеи, настольные обелиски) и крупные (камины, канделябры, вазы) изделия из камня. Здесь, на фабрике, постепенно складывается, развивается искусство гранильщиков. Фабричные мастеровые быстро освоили секреты и тонкости гранения самоцветов в звездочку, розой, в ленточную и бриллиантовую грань. Много рисунков-граней знали уральские гранильщики. В отчётах смотрителей фабрики упоминается груша, элипт, круглый, овальный капюшон (т.н. кабошон), четырёхсторонняя, восьмиугольная грань. Под рукой уральского гранильщика, словно по волшебству, исчезали всякие пороки в камне. С конца 1850-х годов на Урале начали распространяться кустарные промыслы, которые изготовляли каменные печати, пресс-бювары, мраморные памятники. Получив "вольную" (после реформы 1861 г.), гранильщики стали трудиться на дому. Приобретали нехитрый инструмент, ставили в избах шлифовальные круги. К 1980-м годам складываются основные центры гранильных кустарных промыслов в Екатеринбурге и его окрестностях: Березовском, Нижне-Исетске, Уктусе, Полевском, Мраморском. Развиваясь, гранильный промысел создал множество ответвлений, отраслей изготовления вещей из поделочного камня. Основными отраслями были малахитовый, яшмовый, селенитовый. А сколько узких специализаций было в промысле! В одном доме семья делала брелки, в другом — пасхальные яйца, а в третьем — пепельницы, в четвертом — спичечницы в виде башмака — всего не перечесть. И что самое интересное — кустари стали использовать поделочные камни для украшений: изготавливали малахитовые браслеты и ожерелья, бусы из хрусталя, аметиста, реже топаза, использовали сургучную и калканскую яшмы в брошах, браслетах, серёжках, запонках. Поначалу вещи отличались разнообразием, выдумкой, виртуозным мастерством, которое являло жизнь и красоту камня. Но к началу XX в. почти все кустари-гранильщики оказались в полной зависимости от "давальцев" заказов. Крупные скупщики держали мастерские и магазины не только в Екатеринбурге. Они имели доступ на ярмарки в Ирбите и Новгороде, где втридорога продавали скупленные за бесценок изделия кустарей. В погоне за заработком мастера вынуждены были тратить на работу более 15 часов в сутки, не заботясь об изяществе изделий. Промысел ширился, разрастался и ... вымирал. Возрождение началось в 1919 г. Как только Урал был освобожден от колчаковцев, горный совет ВСНХ издал приказ о восстановлении гранильного дела. Постепенно гранильщики возобновили работу. Кто по прежнему — на дому, кто подался на бывшую Екатеринбургскую фабрику, которая была переоборудована в те годы в государственную мастерскую, а кто-то пошел и в артели...
Объёмная мозаика из различных цветных камней. Работа уральских камнерезов. Собрание: Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, Екатеринбург. Фото: А.А. Евсеев, 2012г.

Ваза-чаша "Утро". ТОО "Мета". Екатеринбург, 1995г. Поделочные камни. Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, Екатеринбург. Фото: А.А. Евсеев.
продолжение в следующих темах:-)

народы России в национальных костюмах, XIXвек (из архива РГО)


Костюмы и типы города Галича. Художник А. Шевяков, 1870г.
Костюмы и типы города Галича. Художник А. Шевяков, 1870г.

Рисунки представителей народов России в национальных костюмах, XIX век (из архива РГО). В конце XIX - начале XX вв. готовилось к печати уникальное издание «Живописная Россия», для которого со всех концов России собирались фотографические и акварельные альбомы, коллекции, находившиеся в правительственных учреждениях и во владении частных лиц. Это был беспрецедентный по своему размаху проект издания сочинения, заключающего в себя подробное, всестороннее художественно-научное описание Российской империи и народов её населяющих. Титанический труд по редактированию материалов для 19-томн. издания взял на себя вице-председатель географического общества П.П. Семёнов. На протяжении всей своей деятельности Русское географическое общество уделяло много внимания этнографическим исследованиям. В архиве РГО хранятся уникальные материалы по этнографии, ценность которых со временем всё более возрастает. Это рисунки, сделанные во время экспедиций или присланные из разных концов России корреспондентами Русского географического общества.


Литографии из книги Этнографическое описание народов России Т. Паули, 1862г.
Одежда крестьян Московской губернии, 1851г

Первая экспедиция Русского географического общества под руководством А. Шёгрена. Семейство Ливов из с. Колкен (Курляндия)
Первая экспедиция Русского географического общества под руководством А. Шёгрена. Семейство Ливов из с. Колкен (Курляндия)

Татары. Рисунок с натуры В. Ситникова

Татары. Рисунок с натуры В. Ситникова

слева: Камчадал. Этнографическое описание народов России. Т.Паули, 1862г.
справа: Мезенские самоеды.  Этнографическое описание народов России. Т.Паули, 1862г.


Русский север этнографические рисунки корреспондента РГО, конец XIX века

Русский север этнографические рисунки корреспондента РГО, конец XIX века
Русский север этнографические рисунки корреспондента РГО, конец XIX века



Свадебный рушник, традиции Руси.

Свадебное полотенце. XIX век. Шекснинский район(Вологодской обл.)





По представлениям наших предков - "Свадьба - переход из одного статуса в другой, это ритуальная смерть человека и его возрождение в новом физиологическом, психологическом и социальном статусе". Для женщины замужество, уход из своей семьи и переход в семью мужа, являлось поворотным событием в жизни. Поэтому девушка готовилась к нему с 8-12 лет - надо успеть напрясть ниток, соткать холстину, отбелить, да вышить «…в дар гостям 30, а в зажиточных семьях до 60 рушников; самый нарядный она готовила жениху и этот «дар» жених надевал к венцу, заткнув его за пояс. (Гамаюнщина Калужского района). По результатам её труда новая родня оценивала её качества как молодой хозяйки, мастерицы: насколько она трудолюбива, терпелива, усидчива, работяща, усердна, рукодельная. В свадебных песнях пелось так:
«Чарочка круговая «Плакала Маринушка, Пошла пировати, Плакала Гавриловна, Красная Маринушка К сундуку привпадала: Стала даровати - Я не год и не два пряла, Шитыми да ширинками, И не неделюшку ткала, Тонкими да полотнами….»; Не лето белила, А за час раздарила». Самое красивое - жениху в знак согласия на брак; рукобитное - два полотенца, сшитые вместе, служащее для покрытия рук сватов при договоре сватовства от нечистой силы, могущей уговор нарушить. Рушником «вязали» вместе руки жениха и невесты, когда сговор состоялся. В красивом рушнике отправляла в дар будущей свекрови специальный хлеб невеста - сговорёнка. Нарядными рушниками, богато расшитыми «петухами», «павлинами», цветами, «вазонами», убирали хату. Рушниками украшали дуги лошадей, на которых везли молодых в церковь венчаться. На рушник становились новобрачные при совершении обряда венчания. Родители молодых благословляли иконой, окаймленной рушником, встречали хлебом - солью на рушнике. К свадебному столу всё на полотенцах подавали, вышитых невестой с подругами. А стол накрывали столешницей-скатертью из двух полотенец, расшитых красными узорами, украшенных кружевами, соединенных кружевной мережкой, символизирующих объединение мужа и жены в семью. Считалось, что одно полотенце мужнино, другое жены. И если случалась беда: кто-то из них умирал, её надвое разрывали и одну половину в гроб клали умершему.