понедельник, 16 января 2017 г.

модный Дом Бризак


фото мастерской Бризак, 1912-1914 годы
В Петербурге в 1900-е гг. действовало более 120-ти модных домов и ателье. Самым знаменитым модным домом в Петербурге был Дом Бризак (адрес: Малая Конюшенная,8), в котором работало 60 портних. Хозяева этого дома, будучи по происхождению французами, сделали Россию своей второй родиной и открыли этот дом в 1855 г., на два года раньше, чем Ворт открыл свой дом в Париже. Очень быстро модели Дома Бризак стали настолько популярны в столице, что семья получила звание поставщиков Высочайшего Двора. В 1914г. модный дом возглавил Рене Бризак, подтвердив звание придворного поставщика и став последним его владельцем. В 1885г. хозяевами модного дома, который основали дедушка и бабушка Рене Бризака, стали его родители - Альбер Бризак, или как его называли в столице Август Лазаревич, и его супруга. В своих мемуарах последний владелец модного дома вспоминает, что уже к 1880 г. среди клиентов Торгового дома «Бризак» были «Её Императорское Величество Мария Фёдоровна, супруга царя Александра III, и вся императорская семья. Позднее клиенткой дома стала и Её Императорское Величество Александра Фёдоровна, супруга Николая II, а также их четыре дочери, Великие Княжны: Мария, Ольга, Татьяна, Анастасия... Вся одежда, начиная от матросок, которые носили маленькие Великие Княжны, до платьев и манто, которые они носили, будучи молодыми девушками, выпускались домом А. Бризак».
Следует отметить, что не только Альбер Бризак выполнял обязанности главного дизайнера-модельера фирмы, в семейной фирме активно работала и его жена. Согласно воспоминаниям А. Вырубовой, у женской половины семьи Николая II портнихой была именно «m-me Brizaak». Талантливая женщина-модельер создавала такие фасоны, которые позже дали основания мемуаристам упомянуть, что женская половина семьи Николая II одевалась просто, но со вкусом. Рене Бризак также пишет, «императрица очень любила мою мать, она относилась к ней с большим доверием и часто советовалась с ней относительно своих детей». Это действительно было так. Императрица Александра Фёдоровна внимательно следила за внешним видом своих дочерей, и костюмы им шили те же портные, что и самой императрице. Как правило, костюмы заказывались одного и того же покроя для всех четырех дочерей. Или два парных костюма для «старших» – Ольги и Татьяны и два одинаковых для «младших» – Марии и Анастасии. Девочки по-разному относились к бесконечным примеркам. Например, великая княжна Татьяна очень любила наряды, и любое платье, даже самое простое, смотрелось на ней великолепно.
Если посмотреть счета императрицы только за один год (1914г.), то по счетам «V. Brisac», отшивавшей «на девочек», выплатили очень приличные суммы. Если посчитать, то только в 1914г. по счетам «V. Brisac» уплатили 19 423 руб. По тем временам это огромные деньги, вполне сопоставимые с ювелирными счетами. Мадам Бризак обшивала, кроме императриц, значительную часть состоятельных дам Петербурга. Так, в 1907 г., когда Лили Ден первый раз представлялась императрице Александре Федоровне, то на ней было «простое белое платье от Брессак и шляпка, украшенная розами». Императрице наряд молодой девушки пришелся по вкусу. Надо признать, что мадам Бризак прекрасно учитывала особенности психологии своих заказчиц, эксплуатируя их тщеславие.
Анастасия Вяльцева в концертном платье Дома Бризак из шёлка
Поскольку хорошо было известно, что она одевает всех дам фамилии Романовых, то она откровенно «задирала» цены. Одна из мемуаристок приводит следующий эпизод, описывая методы работы мадам Бризак: «Это была высокая смуглая женщина. Всякий раз, как она появлялась, чтобы проследить за примеркой, я указывала ей на дороговизну её услуг. Бризак сначала смотрела на меня с обиженным выражением лица, затем с заговорщицким видом шептала: «Прошу Ваше Императорское Высочество никому не говорить об этом в Царском Селе, но для вас я сделаю скидку». Позднее Алики рассказывала мне о том, как она посетовала на чересчур высокие цены, на что мадам Бризак ответила: «Прошу Вас, Ваше Императорское Величество, никому об этом не сообщать, но я всегда делаю скидку для Вашего Величества». Мы с Алики от души расхохотались! Вот старая пройдоха! Она так хорошо на нас заработала, что могла жить на широкую ногу в собственном особняке в Петербурге». (Воорес Й. Последняя великая княгиня. СПб., 2003)
Вечерние платья императрицы Александры Федоровны, 1900-1905гг.
Следует отметить, что при заказе каждого нового платья Александра Фёдоровна действительно всегда интересовалась его ценой и сетовала на дороговизну. Это не было крохоборством, это привычка, впитанная со времен небогатого детства и закрепленная при английском пуританском дворе королевы Виктории. Ближайшая подруга императрицы писала, что «воспитанная при небольшом дворе, Государыня знала цену деньгам и потому была бережлива. Платья и обувь переходили от старших великих княжон к младшим» Магазин Торгового дома «А. Бризак» входил в неофициальный список «статусных» магазинов, которые могли лично посещать родственники императорской семьи. Однако хозяева магазина должны были неукоснительно выполнять определенные требования, связанные с тем, что их покупатели входили в число охраняемых лиц.
Например, предприниматели должны были заблаговременно оповещать полицию о намерении царственных покупателей посетить магазин. В связи с этим Р. Бризак писал: «Я очень хорошо помню о штрафе, который был наложен на моего бедного отца полицией в тот день, когда великая княжна Ольга, сестра императора, неожиданно приехала в магазин, застав врасплох мою бедную мать, чтобы посмотреть новые модели, прибывшие накануне из Парижа. Мой бедный отец просто забыл проинформировать полицейский пост квартала. И только благодаря вмешательству великой княжны Ольги этот штраф никогда не был оплачен».


А.Бризак, платья 1900-1905г.
В 1901г. Рене Бризак, окончив школу, занялся делами, далекими от семейного бизнеса: работал подмастерьем в фирме «Центральные электросети», индустриальным дизайнером на металлургическом заводе Лесснера, который одним из первых в России начал изготавливать автомобильные шасси.
В 1906г. в Шато де Вилар в местечке Сен-Марселин во Франции скончался дедушка Рене, заложивший в Петербурге фундамент семейного бизнеса. К началу 1914г. в Торговом доме сменилось руководство. Альбер Бризак и его жена передали семейное дело сыну Рене, в 1914г. тот включен в «Список» как поставщик обеих императриц. Затем Альбер Бризак с женой уехали из России, но когда они оказались в Германии, началась Первая мировая война.
Бросив все вещи, они бежали из Германии в Швейцарию. Французский гражданин Рене Бризак после начала войны отправился во Францию, где принял участие в боевых действиях. Рене Бризак, уезжая в августе 1914г. на родину, оставил «у руля» Торгового дома «А. Бризак» свою жену. Осенью 1914г. с большим трудом хозяева фирмы – чета Бризак – через Англию, Норвегию, Швецию и Финляндию вернулись в Россию. Старые Бризаки были вынуждены вновь возглавить семейное дело. В конце 1914г. «госпожа В. Бризак» пожертвовала 400 руб. на Склад вещей, организованный императрицей Александрой Федоровной в Зимнем дворце.
В декабре 1916г. Рене Бризак получил телеграмму от матери из Петрограда о том, что скончался его отец – знаменитый модельер Альбер Бризак. Рене немедленно отправился из Франции в Россию.
Платье послеобеденное, принадлежало императрице Александре Фёдоровне. 1903–1904 гг.
Надо отметить, что семейство Бризаков было известно не только в России, но и во Франции. Так, в 1916 г. кузен Рене Марк Бризак являлся главой правительства и министром авиации Франции. Другой кузен, Жюль Бризак, руководил органами общественной благотворительности. Вернувшегося в Петроград Рене Бризака в феврале 1917г. приняла императрица Александра Фёдоровна. Принимала она его не как главу Дома моды «А. Бризак», а как представителя союзной Франции. После того как Рене Бризак прибыл во дворец, его проводили в маленький зал на первом этаже Александровского дворца. В этот день Бризак был единственным, кого принимала императрица. Императрица встретила Рене Бризака очень тепло, благословив и поцеловав в лоб. Но разговор между собеседниками так и не коснулся актуальных тенденций женской моды. Заботы были иные. После расспросов о семье императрица начала расспрашивать Бризака о настроении во французской армии, спрашивала его мнение о сроках окончания войны. Видимо, это был один из последних приемов Александры Федоровны накануне Февральской революции 1917г.
Костюм траурный императриц Марии Федоровны(1900г.)Александры Фёдоровны(1904г.)
После Февральской революции 1917г. Бризаки начали постепенно сворачивать семейный бизнес в Петрограде. Они не видели перспектив для развития бизнеса в новой России, где проработали более 40 лет три поколения их семьи. Для такого пессимизма появились весомые основания. Весной 1917г. Торговый дом «А. Бризак» возглавил уполномоченный Петросовета, их лучший закройщик, работавший в фирме с 1899г. Все счета фирмы заблокировали, и распоряжаться ими Р. Бризак мог только с санкции бывшего закройщика. Бризакам категорически запрещалось переводить деньги за границу и отправлять туда свой товар. Таким образом, уже весной 1917г. Бризаки перестали быть хозяевами своего дела. Фактически это стало концом одного из известнейших домов мод в России. В этой ситуации мать и сын Бризаки приняли решение об отъезде из России во Францию.
Дом Бризак был закрыт в 1918г., его "меховой резерв" - национализирован.
На сегодня в России сохранилось чуть более десятка изделий Дома. Одно из платьев находится в собрании Музея истории и реконструкции Москвы. Несколько костюмов хранятся в Эрмитаже, Историческом музее, Музеях Царского села...
платье Дома Бризак, 1900-1905г., фото с выставки