Углич. Дом царевича Дмитрия. 1929г.
Николай Шестопалов характеризуется в истории советского искусства как признанный иллюстратор, автор эскизов к советским довоенным открыткам,воспевающим героический труд. Его«стандартная» биография как будто бы начинается в 1922 году, в момент вступления в Ассоциацию художников революционной России. А ведь к тому времени Шестопалову уже было 47 лет!
Русский музей попытался восполнить страницы утерянного, открыв в 2016г. выставку "«Николай Шестопалов. Живопись и графика ученика Репина» в Строгановском зале музея.
Усадьба летом. Красная поляна.Река Бешенка.1929г.
Красная поляна. 1921г.
Крестьянский сын Николай Шестопалов, всего лишь с церковно-приходской школой за плечами, показал такие незаурядные способности к рисованию, что был принят на в Петербурге на курсы Тенишевой и учился у Ильи Репина, затем у знаменитого гравёра Василия Матэ, посещал «Мастерскую для учащихся» признанного мастера офорта Льва Дмитриева-Кавказского.В 1905 году вместе с М. Добужинским, Е. Лансере, Д. Кардовским и С. Чехониным Шестопалов становится одним из основателей революционного сатирического журнала «Зритель». Реакция, наступившая после революции 1905 года,заставляет его покинуть Россию; он учится в Германии (Мюнхене), Италии и Франции. В Мюнхене формируется изобразительный язык Шестопалова-художника, вобравшего в себя и русскую традиционную реалистическую манеру,и немецкую экспрессивную художественность.
Вернувшись в 1907 в Санкт-Петербург, художник участвует в выставках «Мира искусства» и группы «Новое товарищество художников» (НОХ), общается с русскими символистами и импрессионистами, использует их излюбленные темы,оставаясь приверженцем академических живописных традиций. В круг общения молодого художника входили Бенуа,Добужинский, Бакст — те, чье мировоззрение ломало тогдашние константы подхода к искусству, противопоставляя свободу творческих изысканий художника привычному реализму.
Судак. 1915г. Солнечная веранда. 1920-е
Шестопалов принял революцию, однако остался аполитичным. Будучи членом АХРР с момента основания организации в 1922 году, он регулярно принимал участие в выставках, и, напротив, совершенно не занимался общественной деятельностью. Много писал, выезжая в художественные экспедиции на Аральское море, на Урал, на ДнепроГЭС.
Пора сенокоса 1930-е
Базар в Васильсурске 1930-е
Ярославль. Ремонтный завод. 1938г.
Интерьер. 1930г. Лермонтов. 1940г. Кабинет А. С. Пушкина в Михайловском. 1950г.
С годами Николай Шестопалов был незаслуженно забыт, как и многие художники, которые не стали флагманами советского искусства, оставаясь верными изобразительным идеалам прошлого. Авторы экспозиции надеются, что имя и творческое наследие Николая Шестопалова — самобытного русского и советского художника, — будет замеченным нынешней публикой.
Гагры.1935г. Генуэзская крепость. Судак.1938г. Звенигород.Башня Саввинского монастыря. 1947г.
Натюрморт с фруктами в интерьере.1939г.
Пушкинские горы 1949г.
В подготовке использованы материалы пресс-релизов Русского музея и галереи «Веллум». а также репродукции с сайта http://rus-gal.ru