суббота, 20 мая 2017 г.

возвращение имени...художник Николай Шестопалов

Углич. Дом царевича Дмитрия. 1929г.

Николай Шестопалов характеризуется в истории советского искусства как признанный иллюстратор, автор эскизов к советским довоенным открыткам,воспевающим героический труд. Его«стандартная» биография как будто бы начинается в 1922 году, в момент вступления в Ассоциацию художников революционной России. А ведь к тому времени Шестопалову уже было 47 лет!

Русский музей попытался восполнить страницы утерянного, открыв в 2016г. выставку "«Николай Шестопалов. Живопись и графика ученика Репина»  в Строгановском зале музея.
               
Усадьба летом.                      Красная поляна.Река Бешенка.1929г.

 Посетителям было представлено 70 экспонатов из собрания галереи «Веллум» — инициатора проекта, а также из фондов Русского музея: образы-воспоминания дореволюционного уклада, зарисовки провинциальных усадеб и интерьеров XIX в., иллюстрации из жизни Пушкина и Лермонтова, а также романтические акварели с изображениями Старого Крыма и Красной Поляны.
Красная поляна. 1921г.
Крестьянский сын Николай Шестопалов, всего лишь с церковно-приходской школой за плечами, показал такие незаурядные способности к рисованию, что был принят на в Петербурге на курсы Тенишевой и учился у Ильи Репиназатем у знаменитого гравёра Василия Матэ, посещал «Мастерскую для учащихся» признанного мастера офорта Льва Дмитриева-Кавказского.
В 1905 году вместе с М. Добужинским, Е. Лансере, Д. Кардовским и С. Чехониным Шестопалов становится одним из основателей революционного сатирического журнала «Зритель». Реакция, наступившая после революции 1905 года,заставляет его покинуть Россию; он учится в Германии (Мюнхене), Италии и Франции. В Мюнхене формируется изобразительный язык Шестопалова-художника, вобравшего в себя и русскую традиционную реалистическую манеру,и немецкую экспрессивную художественность.
Вернувшись в 1907 в Санкт-Петербург, художник участвует в выставках «Мира искусства» и группы «Новое товарищество художников» (НОХ), общается с русскими символистами и импрессионистами, использует их излюбленные темы,оставаясь приверженцем академических живописных традиций. В круг общения молодого художника входили Бенуа,Добужинский, Бакст — те, чье мировоззрение ломало тогдашние константы подхода к искусству, противопоставляя свободу творческих изысканий художника привычному реализму.
Судак. 1915г.                                       Солнечная веранда. 1920-е
Шестопалов принял революцию, однако остался аполитичным. Будучи членом АХРР с момента основания организации в 1922 году, он регулярно принимал участие в выставках, и, напротив, совершенно не занимался общественной деятельностью. Много писал, выезжая в художественные экспедиции на Аральское море, на Урал, на ДнепроГЭС.

Пора сенокоса 1930-е

Базар в Васильсурске 1930-е
Ярославль. Ремонтный завод. 1938г.

Живопись Шестопалова середины XX века тематически возвращается к наследию «мирискусников» — коллег и товарищей его молодости; это провинциальные усадьбы, полуразрушенные церкви и монастыри, написанные «по-ахровски» пастознопочти иллюзорно. Как пишет о нём искусствовед Любовь Агафонова, директор галереи «Веллум», «Крым, Красная Поляна,серебристые виды Средней Азии, — это сюжеты его картин, написанные в первые годы советской власти. Его привлекает интерьер кабинетов XIX века, площади провинциальных городков, — быт ушедшей эпохи…».


Интерьер. 1930г.                             Лермонтов. 1940г.                               Кабинет А. С. Пушкина в Михайловском. 1950г.                                     

С годами Николай Шестопалов был незаслуженно забыт, как и многие художники, которые не стали флагманами советского искусства, оставаясь верными изобразительным идеалам прошлого. Авторы экспозиции надеются, что имя и творческое наследие Николая Шестопалова — самобытного русского и советского художника, — будет замеченным нынешней публикой.

Гагры.1935г.                     Генуэзская крепость. Судак.1938г.            Звенигород.Башня Саввинского монастыря. 1947г.



Чембар. Беседка в саду Белинских. 1936г.
Натюрморт с фруктами в интерьере.1939г.
Пушкинские горы 1949г.








В подготовке использованы материалы пресс-релизов Русского музея и галереи «Веллум». а также репродукции с сайта http://rus-gal.ru