Иван Билибин: "Только совершенно недавно, точно
Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую
пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне
понятен первый минутный порыв открывших её: вернуть! вернуть!"
Борис Васильевич Зворыкин занимает особое место в ряду русских художников. Он
один из основоположников «русского стиля» в книжной иллюстрации, лучший
график-орнаменталист начала XX в, один из активных членов «Общества возрождения
художественной Руси».
...на протяжении нескольких
десятилетий имя художника пребывало в забвении. Одна из причин – независимое
построение художественной карьеры, т. е. неучастие в выставках Московского
товарищества художников того периода («Мир искусства», «Голубая Роза»). Не
довелось ему участвовать и в Московском журнале «Весы», объединившем на своих
страницах многих художников-символистов. Все это привело к тому, что
талантливый и оригинальный мастер был обойден вниманием газетно-журнальной
критики, которая всегда влияла на общественную оценку значимости того или иного
художественного явления.
Не удивительно, что в глазах не
только современников, но и ряда позднейших исследователей, книжно-графическое
искусство Бориса Зворыкина оставалось в тени другого иллюстратора – Ивана
Билибина.
При всем различии этих двух
людей, судьбы их поразительно схожи. Оба были большими знатоками народного
искусства: народного костюма, вышивки, деревянной резьбы, архитектуры и
убранства храмов, старинных икон. Художники зарисовывали в альбомах интересные
детали и орнаменты, а потом из них создавали свой
полуреальный-полуфантастический мир. Оба расписывали храмы, иллюстрировали
сказки, рисовали поздравительные открытки. Оба были любимы царской семьей.
Портрет Билибина работы Б.М.Кустодиева находится в Третьяковке. Зворыкин не
оставил же после себя, не то что портрета – даже фотографии. Биографические
сведения о Б. Зворыкине очень скудны. Известно, что художник родился 13 октября 1872 г. в Москве в купеческой семье. В 1892-1893 гг. он учился в Московском училище живописи
ваяния и зодчества.
С 1898 года Борис Зворыкин иллюстрировал и оформлял книги для московских и
петербургских издательств И.Д.Сытина, А.И.Мамонтова, А.А.Левинсона и др.
Первым опытом художника в области детской книги была книжка «Сказка о золотом
петушке» А. С. Пушкина.
В 1900-е основной областью приложения сил Зворыкина стала прикладная
графика, а также оформление историко-художественных альбомов, юбилейных и
подарочных книг, настенных и настольных календарей. В числе оформленных им книг
можно назвать: «Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси» (СПб., 1909; издание
выпущено Санкт-Петербургской епархией), «Крепостничество и воля» (значится на
титуле — «роскошно иллюстрированное юбилейное издание в память 50-летия
освобождения крестьянства», М., 1911), «В память столетнего юбилея
Отечественной войны 1812 года» (Стокгольм, 1912), юбилейный настенный
календарь-альбом на 1912 год с рисунками по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
и ряд других.
Молебен на позициях перед Бородинской битвой
Незванные гости
Московские депутаты
Мародёры. Бегство Наполеона из Кремля
Кутузов получает донесение - Наполеон оставил Москву!
Казаки отбивают обоз Наполеона
Отсталые...
В марте 1915г. Зворыкин, наряду с
другими известными художниками (в их числе были Иван Билибин, Виктор Васнецов,
Константин Маковский, Михаил Нестеров и Николай Рерих), а также архитекторами,
искусствоведами, литераторами, государственными деятелями, стал учредителем
«Общества возрождения художественной Руси». Представители общества ездили по
России, изучали фольклор, древнее русское творчество, чтобы использовать его
элементы в современном искусстве. В Москве штаб-квартирой общества было
Абрамцево – загородная усадьба промышленника и мецената Саввы Мамонтова. К
началу 1917 года в обществе состояло 300 членов. Его последнее собрание
состоялось за неделю до отречения императора Николая II.
После революции 1917г. Россию покинули
многие деятели литературы и искусства, музыки и театра. В 1921г. Зворыкин
через Крым покинул Россию. Прощаясь с родиной, художник побывал в Симферополе в
храме Святого Александра Невского, над росписью которого работал несколько лет. Вскоре
этот храм был взорван.
серия отрыток Храмы Российской Империи:
Киево-Печерская Лавра. Великая церковь. 1729г.
Главные ворота Киево-Печерской Лавры.Киевъ; Владимирский соборъ. Киевъ.
Казанский соборъ. Петроградъ.
Храмъ Воскресения. Петроградъ. ХІХ в.
Колокольня Ивана Великого; Покровский Соборъ на Рву. Москва.
Храмъ Христа Спасителя. Москва; Церковь Покрова в Филях. Москва
Проведя несколько месяцев в
Константинополе, он оказался в Египте, где уже два года жил Билибин. В том же
году художник попал во Францию и поселился в Париже. Сохранять в чужой
культурной среде преданность национальным мотивам, родному кругу сюжетов и
образов было сложно. Однако Б. Зворыкину относительно повезло. Ему не пришлось
отступать от излюбленной тематики. «Русская» тема, хорошо знакомая парижской
публике благодаря триумфу дягилевских сезонов. В парижских издательствах одна
за другой выходили оформленные Зворыкиным книги. Здесь для издательства
«Пьяцца» Зворыкин создает такие шедевры как «Борис Годунов» (1927), «Золотой
петушок и другие сказки» (1925), «Москва и деревня в гравюрах и литографиях Г.
К. Лукомского» (1921), «Поэмы» А. де Мюссе (1927).
В 1928 году художник участвовал в выставке «Роскошная
книга 1923–1927» в Музее книги в Брюсселе. О Зворыкине писал М. Блюменфельд в
британском журнале «The Studio» в 1927 году: «Все его работы основаны на
строгом сохранении стиля определенной эпохи. Он верит в главенствующую роль
стиля для обеспечения единства впечатления …Он спокойно продолжает штудировать
различные приемы древнего искусства всех стран, но особенно, конечно, России».
В том
же году вместе с членами общества «Икона», основанного художниками, знатоками и
любителями русской иконописи, Зворыкин участвовал в выставке икон в храме
Христа Спасителя в Аньере.
Об одной книге – сборник русских народных
сказок «Жар-птица» - скажем особо. В конце 1930-х годов Борис Зворыкин перевёл
на французский язык русские сказки «Снегурочка», «Василиса Прекрасная», «Марья
Маревна» и «Жар-Птица», переписал их стилизованным под старину шрифтом на
плотные листы бумаги, украсил дивными рисунками, переплел книгу в красную кожу,
привезенную из Каира. Эту, во всех отношениях уникальную, книгу, он подарил
директору издательства «Пьяцца» Л.Фрикателли, в надежде что тот издаст
«Жар-птицу». Однако увидеть «Жар-птицу» изданной художнику не удалось. Книга
вышла в свет через 36 лет после его смерти. И не в Париже, а в Нью-Йорке. Книга
была издана на английском языке при содействии вдовы американского президента
Жаклин Кенеди-Онассис. Случилось это в 1978 г. (The Fire-Bird and other
Russian Fairy Tales / Illustrated by Boris Zvorykin; Ed. аnd introd. By Jacqueline Onassis. N.Y.: The Viking
Press, 1978).
сказка Жар-птица:
сказка Снегурочка:
сказка Марья - Моревна:
сказка Василиса - Прекрасная:
Именно иллюстрации Зворыкина к четырём
русским сказкам послужили основой для двенадцати эскизов фарфоровых тарелок.
Эти эскизы хранятся ныне в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, а сама коллекция
тарелок была выпущена ограниченным тиражом немецкой фирмой «Heinrich Porzellan»
в 1980–1983 годах (замечу в скобках,что эта серия, ввиду особой популярности неоднократно
повторялась фирмой Villeroy & Boch в XXвеке)
Борис Васильевич Зворыкин умер в начале 1942г. в оккупированном немцами Париже, в те
же дни, когда, по странному стечению обстоятельств, в блокадном Ленинграде
скончался его собрат по искусству и неизменный заочный соперник Иван Яковлевич
Билибин.
Любовь к русской старине – истории, легендам и
фольклору, декоративно-прикладному искусству, деревянному зодчеству, древней
каллиграфии, книжной миниатюре – стала тем стержнем, на котором строилась
творческая судьба Зворыкина, стремившемуся запечатлеть в своих работах
ускользающий образ прежней России — страны, которая при его жизни с неистовой
последовательностью отказывалась от своего исторического прошлого.
Непременно в следующих темах опубликую ещё больше картинок, до встречи...
Текст составлен по
следующим источникам:
Предисловие к изданию Жар-птица
: русские сказки с иллюстрациями Бориса Зворыкина : - Москва НИГМА,
2012. - 84, [3] c. : цв. ил. ; 35 см. - (Русские сказки).
Северюхин
Д. Я. Художник Борис Зворыкин: образы старой России.